Мониторинговое исследование духовно - нравственного здоровья
учащихся ОУ СОШ №
Итоги диагностического модуля «Фестиваля добрых дел»
по ОУ СОШ №8 г.о. Октябрьск Самарской области
(в начале Фестиваля, сентябрь 2008г.)
Содержание
1. Проведение диагностических исследований о ценностных
ориентирах младших и старших школьников, их знакомстве с понятиями «добро»,
«зло», «милосердие» и др.
2. Тестирование педагогов об их наблюдениях за состоянием
и изменениями в нравственных представлениях и в поведении школьников за период
проекта.
3. Подготовка аналитического отчета.
Цель
Оценка эффективности и роли специальных событий и занятий, организованных в рамках программы;
возможность самооценки изменений в формировании нравственных чувств.
Форма
Анкеты для школьников младших и старших
классов, анкеты для педагогов.
Данные о респондентах
В ОУ СОШ №8 обучается 413 учащихся.
Анкетирование проводилось среди школьников
двух возрастных групп: младшие школьники (187чел., 98 %) и
старшие школьники (215чел., 97%).
Объективность опроса
Результаты опроса достаточно
объективны, так как в опросе участвовало большинство учащихся школы из разных
возрастных групп и 96% педагогического коллектива.
Результаты опроса представлены графически:
I.
Опрос
педагогов школы.
II.
Опрос
учащихся младших классов.
III.
Опрос
учащихся старших классов.
УЧИТЕЛЯ
Большинство
опрошенных педагогов на вопрос «Кто, на Ваш взгляд, оказывает наиболее
существенное влияние на нравственное воспитание школьников?» ответили
«Родители, семья» Следовательно, педагоги - вне зависимости от возраста и
педагогического опыта – склонны считать, что основы нравственного поведения и
воспитания закладываются, в первую очередь, в семье родителями. Так же большое
количество ответили, что, поскольку учащиеся больше всего времени проводят в
стенах школы, то и основное влияние на
нравственное воспитание подрастающего поколения оказывают школьные учителя.
Тем не менее часть
учителей склонны считать, что главное влияние на нравственное воспитание
школьников оказывают их друзья и сверстники.
В подростковом возрасте, в противоположность младшим (начальным)
классам, друзья и сверстники являются главным авторитетом для школьника.
Интересные результаты были получены при
ответе на вопрос «Что, на Ваш взгляд, изменилось в поведении школьников за
последние годы – 3-5 лет?».
Данный
вопрос был в анкете открытым. Ответы отражают то, как ведет себя современный школьник в
сегодняшнем обществе и каковы его приоритеты. В целом можно отметить, что есть изменения как в лучшую, так и в худшую сторону. Из позитивных изменений за последние 3-5 лет можно отметить
следующее: «Дети стали самостоятельны, раскрепощены».
Были отмечены и негативные стороны в поведении
школьников за последние 3-5 лет.
Здесь отмечается, что у детей «нет ответственности за свои поступки».
Таким
образом, процесс изменения поведения современного школьника происходит на фоне
изменений, происходящих в обществе в целом, и является ярким его отражением.
Ответы на вопрос «Что особенно беспокоит
Вас, как педагога, в поведении школьников Вашей школы?» совпадают с картиной,
которую дали педагоги, описывая изменения в поведении современного школьника. У
большинства респондентов особую тревогу вызывает «отсутствие чувства
ответственности за свои поступки», «незнание норм и правил поведения», «равнодушие к окружающему миру, людям».
На вопрос «Что является конечной целью
агрессивного поведения школьников?» педагоги отметили, что особенно вызывает
беспокойство «желание привлечь внимание, завоевание авторитета среди сверстников», «власть над другим
человеком, повышение собственной самооценки».
При ответе на вопрос
«В какой форме, на Ваш взгляд, школьники наиболее эффективно усваивают навыки
нравственного поведения?», большинство опрошенных ответили, что это «встречи с
интересными людьми, школьные дискуссии на заданную тему, этические беседы».
Такие виды работы будут способствовать развитию личности школьника, стимулируя
не только «прагматичное отношение к жизни и предприимчивость», но и чувство
ответственности, милосердия и толерантности.
На вопрос «Что сильнее всего влияет на
духовно – нравственное воспитание современных школьников?» педагоги отвечали чаще всего «Интернет,
телевидение», имея в виду частое, бессмысленное времяпрепровождение современных
детей.
МЛАДШИЕ
ШКОЛЬНИКИ
В ответе на вопрос «К чьему мнению ты всегда
прислушиваешься?» младшие школьники выделяют в равной степени «Родители,
учителя». Таким образом отрадно отметить, что основы
нравственного поведения закладываются в семье, а так как большую часть времени
дети проводят в стенах школы, основное влияние на нравственное поведение
подрастающего поколения оказывает школа, в частности, школьные педагоги.
Отвечая на вопрос «На кого ты хотел бы быть
похожим?» ребята отвечают «Героя книги, мультфильма» имея в виду героев, деятельность
которых способствует помощи окружающим (Чип и Дейл, Человек-паук и др.)
«Кого
можно назвать добрым?». Для детей младшего школьного возраста добрый человек –
это тот, кто помогает тем, кто нуждается в помощи и поддержке. А в ответе на вопрос о волшебной палочке,
дети отвечают, что помогли бы прежде всего родителям и
бедным.
Злыми
людьми, в соответствии со своим
возрастом и жизненным опытом, младшие школьники считают тех, кто
«равнодушен, груб, обижает окружающих,
ссорится».
СТАРШИЕ
ШКОЛЬНИКИ
На
вопрос «Кто для Вас в жизни является авторитетом?» большинство респондентов
дают однозначный ответ «Родители».
Таким образом можно сделать вывод о том, что
большинство опрошенных жизненный опыт и основы нравственного поведения получают
в семье, перенимая их у своих родителей. Тем не менее
вызывает обеспокоенность то, что невысок авторитет учителей, так как не у
каждого ребенка в его семье есть действительно пример высоконравственного
поведения, а учитель со своим опытом смог бы помочь сформировать у ребенка
верное отношение к жизни.
Вопрос
о добре в анкете был открытым и ответы детей отражают
их позитивный настрой к жизни.
Ответы
на вопрос о зле дают понять, что ребята адекватно воспринимают окружающий
мир.
Своими основными жизненными принципами дети называют
«помощь ближнему, уважение к старшим», «не врать и не бояться», что
свидетельствует о серьезном отношении школьников к своему месту в современном
обществе.
Следующий
опрос будет проведен в процессе проведения ежегодного традиционного мероприятия
«Школьная весна». Исследования будут расширены за счет участия представителей
социума.
Разрабатываются
анкеты для родителей и жителей микрорайона.
ВЫВОД
Школа
представляет собой почти единственное место, где взрослые могут целенаправленно
помочь детям сформировать и усвоить вечные ценности – доброту, отзывчивость,
милосердие. А совместные проекты с участием школьников, педагогов, общественных
движений активно способствуют внедрению новых моделей социального партнерства и
развитию полноценных личностей, достойных граждан цивилизованного общества.